Семейный психолог

Семейный психолог  Сергей Викторович Арбузов 

тел.  +7 912 990 43 43   или   +7 909 185 20 35

 

«Мы измучили друг друга…»

СЕМЕЙНЫЙ  КРИЗИС

— Сначала у нас всё было хорошо. Наверное, как у всех. Цветы, подарки, комплименты. Ухаживание… Обалденный секс! Говорили о чём-то часами… Было так интересно друг с другом. И темы! Послушайте, ведь действительно нам было хорошо вместе! Темы находились нескончаемо и всё было так замечательно, так легко и весело…

…Ну, да были, были и тогда маленькие и недолгие размолвки, ссорились, как же без этого. Наверное, и у других людей так же, кто живёт без вообще ссор? Так не бывает. Зато такие сладкие мгновения примирений! Да, именно примирения, помню, было самым сладостным! И предвкушения! А так… больше все же я не получала того, о чём мечталось. Всё как-то обыденно, просто и очень быстро…

…Потом, когда я забеременела, мне стало не до него. Было просто физически трудно и тяжко. Меня тошнило, я стала вспыльчивой, раздражительной и очень обидчивой. У меня всё чаще появлялись мысли о том, что он меня разлюбил, что стал какой-то отстранённый, стал задерживаться на работе. Я чувствовала, что он не спешит домой, что со мной ему стало скучно…

А потом, что потом? Да, всё, как у всех. Родился ребёнок. Дочка. И я уже была просто вся целиком занята ею. Только очень часто обижалась и плакала, пыталась ему объяснить, как мне тяжело, хотелось его сочувствия, поддержки, а он мне не помогал… Он почти всегда старался увильнуть от работы по дому или вообще поменьше бывать дома. Он как будто не слышал меня…

… Мы жили каждый в своём мире. Каждый сам по себе. Он часто сидел за своими танками, или другими сетевыми играми, смотрел свои боевики, стал раздражительным и грубым… Да, именно грубым и неразговорчивым! Мы вообще почти не разговаривали. Просто быт, дочурка, быт и только быт. В это время, у нас прекратился секс, а потом он под предлогом, что он не высыпается из-за крика дочери по ночам, он перебрался в другую комнату. И мы с ребёнком спали в нашей спальне, а он на диване в гостиной. Вот тогда он мне впервые изменил мне…

… Я узнала случайно совершенно, увидела его переписку в телефоне. И устроила ему скандал! Даже в этот же день ушла бы от него, если бы было куда. Потом мы как-то с этим сжились, хотя острая боль от его предательства и до сих пор болит…Но мы часто ссорились. По несколько дней не разговаривали… Это было так противно и так противоестественно. Но первый шаг упрямо не могли сделать ни он, ни я. И всё по таким ничтожным мелочам! Наверное, это так и происходит…

… И однажды как-то сама собой у меня появились ясная и холодная мысль, что нам нужно развестись. Она снова и снова приходила ко мне. Но я отгоняла её. Мне было страшно остаться одной с ребёнком, без работы, я ведь в декретном, без денег… и как же я оставлю свою дочь без отца?..

…И я долго это носила в себе, но всё-таки, однажды, после очередной ссоры сказала ему о своём желании подать на развод. Он замер, замолчал и так странно и долго смотрел на меня, а я вдруг увидела, что глаза у него горели каким-то необычно ярким огнём…

…и вдруг он заплакал, как ребёнок…

***

К сожалению, очень большая редкость, когда родители своим примером семейных отношений могли научить нас, своих детей, по-настоящему любить. Выживание! Материальное благополучие. Учёба. Оценки в школе. Чтобы дети не болели, хорошо учились в школе, были сыты и обуты. Вот что было важно для них. Очень часто за вполне благопристойным семейным фасадом скрывалась междуусобица, то затихающая, то разгорающаяся война, в которой не было побед и победителей, от которой страдали все – и дети, и взрослые. Страдали. Терпели. Все свои силы и всё внимание наши родители направляли на то, чтобы обустроить быт и материальное благополучие. Как жить без ссор? Без агрессии, без недовольства друг другом? Им и в голову не могло прийти что эта так называемая «народная мудрость» — «стерпится слюбится» — попросту трусливая и неумная ложь. И что их дети, живущие в 21 веке, жить так, «как живут все», могут не захотеть. Потому что сегодня любая семейная пара может остановить своё неосознанное воспроизведение негармоничных отношений их родителей и выстроить новые любящие отношения. И жить без эгоизма — без вражды, соперничества и страданий. Потому что сегодня любой паре, имеющей трудности в отношениях, доступно обратиться к семейному психологу. Жизнь нам даётся только один раз. И почему бы ни выстроить гармоничные, любящие отношения и наслаждаться близостью и семейным счастьем?

Позвонить семейному психологу: 8 909 185 20 35

ВОСПИТАНИЕ  

Именно родители способны своим примером или совместными действиями

с ребенком научить его познавать новое  и  сохранить  в ребенке  его

природную  любознательность.

ЧУДО СОВЕРШАЕТСЯ  ВАШЕЙ  ПОХВАЛОЙ

Наверное, вы не раз замечали, как радуется ребенок очередной своей маленькой победе, будь то собранный пазл или самостоятельно одетый ботинок. Важно в этот момент порадоваться вместе с ребенком и похвалить его за проделанный труд и проявленные старание и самостоятельность в достижении цели.

 Таким образом, ребенок поверит в свои силы, у него снова появится желание покорить очередную вершину.

И наоборот:

В случае, когда его достижения не вознаграждаются похвалой, а может быть, даже и обесцениваются, у ребенка нарастает тревога и он становится неуверенным в себе и апатичным.

Обозначим причины, почему Ваш ребенок не проявляет интереса к учёбе:

  1. Он ещё не умеет принимать самостоятельные решения;
  2. Он ещё не умеет выполнять определенные задания без помощи взрослых;
  3. Он ещё не научился брать на себя ответственность за свои действия;
  4. У него ещё недостаточно развиты навыки саморегуляции и самоконтроля;
  5. Ему ещё трудно выполнять требования учителя и находиться в учебного процессе в целом;
  6. Он ещё не умеет всегда осознавать свои цели, средства их достижения и последствия своих действий;
  7. В его системе ценностей отсутствует понимание того, что невозможно добиться положительного результата в любом деле, если не прикладывать к этому усилия.
  8. Вы предъявляете ему завышенные требования по отношению к учебе;
  9. Вы как родители допускаете следующие ошибки:

— Вы считаете, что ребёнок готов к школе, но психологически он всё ещё не готов к школьной жизни потому, что не умеет подчиняться определённым правилам и делать не то, что необходимо (у него нет навыков произвольного, то есть целесообразного, волевого поведения, поэтому ребёнок быстро устаёт и не справляется);

— Вы очень редко хвалите и поощряете его, при этом слишком часто  критикуете и выражаете ему своё недовольство, злость, обиду на него;

— Вы требуете от него отличных оценок по тем предметом, к которым у него нет способностей.

  1. В связи с этим школа вызывает у него отрицательные чувства.

ЧТО  ДЕЛАТЬ?

Что делать, чтобы у ребёнка возник положительный настрой по отношению к школе, чтобы сформировать у него интерес к учёбе?

ДЕТСКИЙ  ПСИХОЛОГ 

тел. +7 909 185 20 35

Учите ребенка самостоятельности: передавайте ему ответственность за учебу, развивайте способность к постановке и достижению целей, начиная от самой маленькой и заканчивая грандиозной.  И тогда мотивации у ребенка будет появляться не только применительно к учебе в школе, но и  будет стимулировать его к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Как научить ребенка учиться самостоятельно?

  1. Не давать указания, что и как делать, а показать ему алгоритм выполнения домашнего задания. Например, расскажите, с чего бы вы начали выполнение домашней работы, где бы нашли ответы на вопросы, каким образом учили бы правила и стихи, как бы вы сделали проверку над ошибками и закрепили материал и так далее. Когда ребенок этот урок освоит, вы сможете просто спрашивать у него, какие действия он намерен делать дальше. И поправлять его, если он не прав.
  2. Следующим шагом будет выполнение домашнего задания самостоятельно.

Попросите ребенка не дожидаться вас с работы, а попробовать сделать ровно столько, сколько он сможет. А то, что не сможет, вы доделаете вместе с ним. И снова вы научите его добывать недостающую информацию.

 

  1. Вырабатывайте у ребенка положительный настрой по отношению к школе. От того, как вы отзываетесь о школе и об учебе в целом, зависит и настрой вашего ребенка. Интересуйтесь у него, как прошел его учебный день, что он узнал нового.

 

  1. Дайте понять ребенку, что он всегда может положиться на вас, в случае неудачи. Если у ребенка возник конфликт с учителем или учениками, необходимо помочь в его разрешении. Если не удается уладить ситуацию, лучшим решением будет перевести ребенка в другой класс или школу. Таким образом, вы повысите его мотивацию и проявите сопричастность и поддержку.

 

  1. Поддерживайте в нём веру в его собственные силы, таким образом повышая его самооценку. Но подчеркните, что его успех зависит от него самого. Поощряйте его за достижения, особенно те, которые дались ему с трудом, на которые он потратил свои усилия.

 

  1. Не требуйте от него отличных оценок по тем предметом, к которым у него нет способностей. Лучше сосредоточьте усилия на развитии того, что интересно ребенку и дается легко.

 

  1. Научите ребёнка применять и внутреннюю, и внешнюю мотивацию.

 

Внутренняя мотивация, как следует из названия, это та, которая подталкивает человека как будто изнутри на выполнение тех или иных действий. Именно об этой мотивации существуют поговорки «охота пуще неволи», «горы готов свернуть» и т.д. Появляется она тогда, когда человек настолько увлечен каким-то делом, что и в самом деле иногда забывает обо всем, выполняя работу.

Внешняя мотивация во многих случаях играет серьезную роль в жизни взрослого человека. Это мотивы: заработать денег, чтобы купить новое платье или новенький автомобиль, поступить в престижный университет, чтобы получить желаемую должность. В жизни малыша такими мотивами могут быть: получать высокие отметки, чтобы купили роликовые коньки, или наоборот — чтобы не отругали за низкие.

Конечно, сразу надо сказать, что все эти виды мотивации у детей трудно и даже почти невозможно противопоставлять друг другу в чистом виде.

Даже если интерес малыша к учебе или к какому-то конкретному предмету (например, к рисованию) может быть искренним и непосредственным, всё равно хвалите и поощряйте его за выполненную работу.

КАК  НА  РЕБЁНКА  ВЛИЯЕТ  МАМА

  • Если она сравнивают достижения своего ребёнка с достижениями других детей того же возраста…
  • Если не принимает в расчет зависимость успеха или неуспеха от прилагаемых ребёнком усилий…
  • Если она жёстко контролирует выполнение домашних заданий и игнорирует собственные желания  ребенка…
  • Если она подавляет собственную инициативу ребенка…
  • Если она помогает не в формате совета, а в виде приказа и навязывает ребенку своё мнение, еще больше подавляя его самостоятельность и инициативность…
  • Если она объясняет неудачу ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий…
  • Если она порицает за неудачу и проявляет равнодушие при успехе…
  • Если она придерживается преимущественно авторитарных методов воспитания и неуспехи детей служат ей хорошим поводом для проекции на них собственного напряжения и  раздражения…
  • Если при этом она сама ничему не учится, и у неё нет умственных интересов, о которых она могла бы разговаривать со своим ребёнком.

РОДИТЕЛЬСКИЕ  ОШИБКИ  РАЗРУШАЮТ  МОТИВАЦИЮ  К  УЧЁБЕ  У  РЕБЁНКА

Что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе?

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый — пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2.

Ребенка  рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4.

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

 

Ошибка родителей №6.

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЕГЭ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.