Ценности

ЭТО  БЫЛ  СОН?

Дотянуть до отпуска, съездить на море, подхватить дизентерию, разослать в инстаграмм и фейсбук фотки в купальнике на фоне, лекарства, не дай Бог, тьфу-тьфу-тьфу, доктора, больница, а куда деваться?Купить машину. Поехать на шашлыки. На дачу. На боулинг. На футбол… Ссоры, крик, ругань, алкоголизм, слёзы, корвалол…
душа 4И однажды, когда наступит последний час, в тёмной комнате, одна сама с собой, вдруг вся жизнь сожмётся, и отлетит душа. И, на некоторое время зависнув над неподвижным телом, увидит всё, как есть. Без прикрас. И надежд.Без иллюзий, самообмана и вранья.И предстанет перед ней всё, что было, что происходило на самом деле. И не ужас, а печаль, просто ясная и глубокая печаль. Что было по-настоящему ценного, важного, важного и теперь, когда это неподвижное тело лежит внизу?Первый вдох ребёнка и первый крик новой жизни. Первые шаги и восхищение в улыбке матери… Первые слова и потрясение от того, что это произошло… Первая дружба. Первая победа. Первая любовь. Тревожная, но какая сладостная тревога — заглядывать за горизонт событий, туда, в своё неизвестное взрослое будущее… радость!Настоящая влюблённость. Страсть. Свадьба. Беременность. Рождение ребёнка… Всё. Пустота. Отчаяние. Нам с ним не о чем разговаривать…

Где и когда началась твоя суета и неостановимая беготня по кругу?

Алкоголизм. Скандалы. Измены. Развод. Сплетни, интриги на работе. Усталость. Скука. Лень. Тоска. Одиночество. Поликлиника. Больница. Дурные предчувствия. Страх. Одиночество… Морг.

Чьи это похороны?

Душа виновато улыбнётся и полетит домой. К Богу.

Что она скажет ему? Разве за этим её отправляли с небес на землю?

— Господи, я ндуша 7е справилась! Вот я перед Тобою, я вернулась, так и не сделав того, ради чего Ты меня направил в эту жизнь.

— Не нужно оправдываться, ты ни в чём не виновата, душа! Что случилось, почему ты в печали?

— В той жизни, где я обретала, было мало, слишком мало любви. Да, Господи! Я расскажу…это время, когда я смогла повлиять, могла осветить любовью, могла вдохновить… мне удавалось это сделать только иногда и ненадолго.

Я хотела любви, я ожидала её, я пыталась найти ей место, но моя любовь в этой жизни… не приживалась. Она, как зерно в сухой и жёсткой земле… почему она такая сухая и жёсткая?

Зерно не набухает, не выпускает росток, не протискивается к солнцу, а корни не тянуться вглубь и вширь — к воде…

Когда любовь не цвела и не плодоносила…моя жизнь была, как пустыня. А моя любовь была для неё только обещанием. Мечтой. Бесплотной и безжизненной мечтой. Ожиданием, что эту любовь ей кто-то даст другой.

Любовь не ждут! Она не знала, что любовь всегда в ней, что её поэтому только отдают и дают… она никогда не иссякает, если её отдают. Она не слушала меня. Она была занята.

Господи, зачем Ты дал мне эту жизнь? Может, эта жизнь не моя?

— Твоя. Продолжай, душа.

— Да, Господи! Она, моя любовь, всегда была только в начале, она была только надеждой и ожиданием.

Началом, надеждой, ожиданием, да, точно так и было!
Я помню, любовь была тогда… Первый вдох ребёнка, его первый крик, тепло на материнской груди. Первые шаги, восхищённая улыбка матери…Но и в материнской жизни было очень много страха и суеты.

Ожидание первого свидания! Мечта о любви, предвкушение и восхищение, удивление и упоение любви…

Но жизнь, в которой я пребывала, снова наполнялась суетой и тревогой — мелочной и бесцельной. Мысли были наполнены тревогой, страхом и завистью. Они была под очень большим влиянием страха, тревоги и недовольства.

Эго, животные потребности и страсти, вот кто, Господи, заглушал меня. Тревожные и недовольные мысли было такими громогласными, противно навязчивыми и бесцеремонными.

Они захватили ум и подчинили желания, как будто жизнь полностью, Господи, полностью была жизнью животного. Как будто я по ошибке попала в жизнь бабуина! Но я точно знаю, Господи, что я была в человеческой жизни.

Боже, почему меня никто не слушал, когда я пела по утрам? Почему она не восхищалась, когда я любовалась жизнью?
Почему она не обратила внимания на то, что я её поддерживала? Почему не задумалась, когда я нашептывала ей Твои заповеди? Господи… почему моя жизнь оказалась такой мелочной и ленивой?

Кажется, я знаю сама… Мой голос… думаю, он звучал слишком издалека, ведь я забралась в самую глубину её сердца.

Разум и воля. Чем они были заняты?! Они были в полном подчинении тревоги и недовольства. Во всём она сомневалась, но голос Эго был самым громким, несомненным… решающим.

Поэтому страх, вот кто — страх подчинял многие её мысли и желания. Страх! И недовольство, оно несокрушимым терминатором выглядело, её недовольство! А жадность! А зависть! Боже, да кто я была рядом с ними, такими прекрасно натренированными, ушлыми, а я — просто, как семинаристка из церковного хора… Где моя жизнь и где семинаристка из церковного хора?!

Они были все в работе, в деле, они были в почёте, а я…

Жизнь, моя любимая, моя единственная, данная мне Тобой, жизнь, не хотела слышать меня. Она не хотела… поговорить со мной. Она просто хотела жить. Протекать, как вода. Но ведь ты мне дал не реку, не ручей, а человека? Ведь всё правильно?

— Да, Я дал тебе жизнь человека. Продолжай, душа.

— Господи,она не слышала моего голоса. Он был слишком тихим для неё.

Там, где я пребывала, мне не находилось достойного дела. Ни времени, ни внимания для меня у моей жизни не оставалось. Она была слишком занята. Любовь, которую я принесла ей от тебя, она… любовь Твоя была не нужна ей. Она оказалась не востребованной.

Да, да, Господи, мне показалось, что любовь моей жизни и не нужна. Мне кажется, в неё она даже и… не верит.

Как она может не верить в то, что идёт от Тебя? Жизнь… она, всё-таки такая странная!

Так вот, я старалась, Господь, наполнить свою жизнь Твоими дарами, твоей силой…Может я что-то делала не так? Может, виновна в чём-то эта жизнь перед Тобою? Почему я не нашла себе места в ней? Я делала, кажется, всё, что могла…

Я старалась возбудить любовь, вдохновить жизнь, наполнить её творческими силами и жизнеутверждающими талантами, которыми Ты, Господи, снабдил меня. И мне показалось, что ничего этого жизни не нужно. Что мне делать? Ты меня отпускаешь, Господи?

— Нет, твоё дело ещё не окончено. Ты ещё не всё сделала, что могла, душа. Возвращайся на землю! И не оставляй жизнь, которая дана тебе, не смущайся…

Твоё место там, на земле. Его даю тебе Я -Творец всего сущего.

Ты ни в чём не виновата! В той жизни, куда я тебя отправил, слишком сильное Эго.

Я знаю, что жизнь в человеке слишком озабочена внешними вещами. Удовольствиями от еды и вещей, огорчениями и тревогой. Я сделал её свободной, и только её животное Эго мешает стать ей жизнью человеческой вполне.

Не смущайся, душа, это не навсегда.
Эго — животная природа жизни — не сильнее тебя.

Я, Господь и Творец всего сущего, предназначил тебе твоё место в жизни человека. Я наделил тебя дарами любви, чтобы созидательной и великодушной стала та жизнь, где присутствуешь ты, душа.

Возвращайся и делай, что можешь. Жизнь свободна. И поэтому только тогда будет благом для неё, её свободы… только тогда её свобода не будет разрушать её саму и мир, в котором она живёт, когда Моя любовь станет сильнее её животного эго.

Когда она любит, она может делать, что хочет…и Моя любовь будет защитой и охраной для неё.

Лети и сделай всё, что сможешь. И возвращайся ко Мне с удовлетворением. Будь спокойна,душа, жизнь иногда очень нуждается в тебе, но не всегда это понимает. Ведь я создал её все же как жизнь человеческую…чтобы любовь воплощалась мыслями, словами, желаниями и действиями человека.

Научи её ум любить саму жизнь.

Помоги её телу, в котором пребывает жизнь, поверить в своё совершенство.

Помоги её глазам увидеть красоту жизни вокруг. Все формы жизни полны красоты и совершенства. Но она об этом пока не знает.

Помоги этому осознать это. Подтолкни желания к созиданию пользы и порядка в мире. В том месте, где она существует в своём теле, среди других людей.

Пусть её воля и разум поставят Эго на своё место. Всему в человеке и в мире я дал своё место и дело. И человека я сотворил, чтобы Моя любовь воплощалась его мыслями, желаниями и его делами. Его творческими силами. Силами его разума. Силами его воли. Ты это знаешь.

Не смущайся, душа, люди и не могут всегда слышать и понимать тебя, ведь они сделаны из животной природы.
Но я дал им Свои свойства: свои творческие возможности, разум, возможность развиваться и совершенствоваться самим и преобразовывать окружающий мир.

Я вложил в них потребность любить и возможность становиться тем, кем они пожелают. И поэтому я дал им возможность самим создавать свою жизнь такой, какой они захотят. Помоги жизни открыть в себе Мои силы и возможности.

— Да, Господи! Я сделаю всё…

… и тогда заиграл будильник моего телефона. Шесть утра.

Я с наслаждением слушала музыку, пытаясь разобраться в том, что приснилось мне. Гитара вкрадчиво, на полутонах, как бы издалека… начинала свою соблазнительную…неторопливую и порывистую, смуглую… мелодию.

Она всё приближалась, звук нарастал и становился всё более сочным и призывным… И звуки гитары уже обволокли, сплели с ними шумы прибоя… Шипение вспенивающейся воды, шорохи её накатывания на песок пляжа… Гитара и волны прибоя… И я почему-то заплакала. Не знаю, почему… Это вдруг вышло из самой глубины сердца.

Печаль и радость — вместе.

Я старалась припомнить сон, но мне удавалось только погрузиться в свои впечатления от того, что, очевидно, мне снилось. И я чувствовала, что передо мной было что-то Величественное и, может быть… неужели это был Бог?

душа 5И я ощущала внутри, как будто в глубине сердца что-то незавершённое, как будто, я чего-то не сделала, что должна… что я в чём-то даже виновата перед кем? Перед Богом? Но я чувствовала, что Он не ругает меня и ни в чём не винит. Что я должна была сделать? Да, я что-то должна сделать сегодня такое, чего я не делала никогда. Я только не знала, что я сделаю?

Я была совершенно спокойна. Я проживу этот день по-другому, как-то совсем по-другому… где-то глубоко в своём сердце я чувствовала радость…

Жизнь — прекрасна, и жить — счастье!

Существуют ли «западные ценности» и наш особый «русский путь»?

20160305_172352

На одном сайте прочитал следующее, активно нам навязываемое суждение: «Западные ценности, в основе которых бизнес, деньги, прибыль, пытаются вот уже 25 лет основательно утвердить в российском обществе.Многое удалось. Но русский человек иного склада. Он генетически и исторически другой. Пока мы не выберем свой путь — мы будем болеть, ломаться, деградировать».

Очень характерное заблуждение, хочется верить, что автор того поста искренне заблуждается, а не подыгрывает тем, кто не понимает разницу между ложью официозной пропаганды, и тем, кто профессионально фабрикует и тиражирует эту ложь.

Хочется развеять это заблуждение, тем более, что автором оно увязано с проблемами психического здоровья русских людей:
«отсюда, все больше психических отклонений и болезней души».

И тем более, что автор предлагает как средство освобождения от засилья «западных ценностей» самые что ни на есть «западные ценности» — осознанность своей жизненного выбора и личную ответственность за свою жизнь: «Пришла пора заглянуть внутрь себя, встать на ноги и сказать: «Я отказываюсь жить в перевернутом мире! Я — хозяин своей жизни!»»

Вот об этом удивительной смешении плодов западной цивилизации (в том числе и идей, порождённых западной культурой, например, идеи личной ответственности за свою жизнь) и утверждения особости нашего «русского» пути я хочу написать в этом посте.

Нет никакого генетического различия между западным человеком и русскими, которое бы предопределяло принципиальную разницу в укладе и образе их жизни. Есть различия социально-культурных традиций, которые формируются в процессе исторического развития у каждой популяции. Генетику не нужно приплетать здесь совсем. Разве что стоит вспомнить «обратную селекцию», которая происходила на всех уровнях государственного (и партийного) управления и в бюрократических структурах Российской Империи, и, после революции, в СССР. Эта обратная селекция, то есть социальный подъём карьеристов и негодяев, особенно процветавший под руководством Сталина. Созданный для удержания власти средствами тотального контроля государства во всех сферах жизни «русских» этот «противоестественный отбор» привел, как пишет в своей книге «Педагогическая генетика» В.П.Эфраимсон к уже давно идущему реальному отставанию в науке, в технологии, во всех областях, «в которых требуется приложение высочайших интеллектуальных усилий, в которых необходимы свобода творчества и свобода мысли».

Вот это я хочу отметить: без свободы мысли и свободы творчества нет и не может быть высокого уровня жизни на основании широкой реализации научных и технологических достижений. Потому что невозможно ожидать от человека, живущего в атмосфере страха и несвободы, что он будет бесстрашно ответственным и независимо мыслящим в какой-то одной отдельно взятой сфере своей жизнедеятельности. Раб не способен свободно мыслить. На то он и раб.

Конечно, у русского и (условно говоря) западного человека различия есть, но они не на генетическом уровне, а в общественных и государственных институтах, в социальной опыте, который передаётся от поколения к поколению.

Эти различия обусловлены, прежде всего, культурой, в том числе и родовыми традициями, которые передаются в виде поведенческих шаблонов и ментальных матриц от родителей детям. В основном в раннем детстве в моменты «импрессинга» (человеческаой разновидности ибридинга, пожизненного запечатления, впервые обстоятельно исследованного у гусей и других птиц Конрадом Лоренцом).

В сущности, русские имеют такой же мозг, какой имеют европейцы и американцы. Кстати, такой же мозг есть и у народов Африки, ведущих экзотический образ жизни, где мобильники и автоматы Калашникова вполне уживаются с канибализмом и колдунами Вуду.

Еще более удивительным является то, что уже у неандертальца мозг был по объёму равный и даже, по некоторым источникам, превышающий среднестатистический объём мозга современного человека.

Что-то подобное тому, что происходило с неандертальцами, происходит и с народами, продолжающими вести первобытный образ жизни и в 21 веке. Мозг у них вполне человеческий, но колоссальные интеллектуальные возможности направлены не на поиск нового, а на консервацию образа жизни, передаваемого в неприкосновенности от поколения путём магических ритуалов.

колдун вуду 2Жизнь землянина, живущего в африканком племени и в наше время целиком и полностью регламентирована и табуирована. Она воспроизводит снова и снова образ жизни давно умерших предков.

Идея же умственного и творческого развития, обучения, образования, постановки своей собственно жизненной цели и её достижения — идея западной культуры. Она произошла не от анархического «что хочу, то и делаю». Идея личной свободы неразрывно связана с идеей личного выбора и личной ответственности.

Это идея, в сущности, христианская. Она о личной ответственности человека перед Богом. Она была предельно кратко сформулирована Августином Блаженным: «Люби Бога и делай, что хочешь». И она-то и оказалась самой плодотворной западной ценностью, которая помогала строить демократический образ жизни, основанный на равенстве всех граждан перед законом. Личная честь. Выполнение договорённостей. Право человека на свободу слова, вероисповедание, место проживания, образ жизни, на профессиональную деятельность.

Это право ограничено законом, охраняющим право другого человека на такую же точно личную свободу. Это западная ценность. Однако разве нам чужды эти ценности? Так ли уж они «западные»? Труд. Честь. Уважение. Достоинство. Целеустремлённость. Свобода. Ответственность. Вера Богу и верность Его заповедям. Разве это что-то не ценное для нас сегодня? Разве это было совершенно не нужно нашей русской жизни?

О протестантской этике, основой которой в жизни переселенцев Соединённых Штатов были личная ответственность перед Богом, трудолюбие и бережливость, есть фундаментальное исследование Макса Вебера в книге «Протестантская этика и дух капитализма».

Именно экономический рационализм протестантской этики создавали ценность труда и рационального распределения средств.

Культ труда и свободы предпринимательства — именно на этих западных ценностях создавалась западную цивилизацию, плодами которой так охотно пользуются сегодня и мы и жители африканских племён.

В какой-то мере, полагаю, что некоторые особенности сложившихся общественных и государственных институтов, некоторые особенности культурных традиций влияют на торможение нашего вхождения в новую стадию развития современной цивилизации.

колдун вуду 6Русские в некоторых аспектах жизни ведут себя также, как и жители африканских племён, которые тотально зависимы от племенных традиций, однако охотно пользуются плодами цивилизации, основанной на личной и социальной ответственности. А ответственным может быть только человек разумный и свободный.

Значит, единственное, что отличает африкнаца, русского и европейца, это уровень личной ответственности за себя и свою жизнь.Уровень возможностей для личного выбора — вот чем отличается жизнь американца, русского и африканца. Это позволяет по-разному относиться к тому, что происходит доме, городе, стране, где живут люди.

Безусловно, русские — разные. И те, кто всё ещё читает мои строки, тоже — русские. И те, кто пытается внушить нам, что политический и экономический кризис в нашей стране происходит по причине враждебного влияния Запада, — тоже русские. Томас Манн и другие представители антифашисткой интеллигенции, эмигрировавшие из нацисткой Германии, были такими же немцами, как и Адольф Гитлер, Ульрих фон Риббентроп и прочие нацисты по Нюрнбергскому списку.

Кому же нравится признавать своё малодушие? Своё двоемыслие? Свою лживость? Свою безответственность?
Трудно набраться мужества и высказать своё личное мнение в стране, где миллионы людей были замучены в сталинских концлагерях только за то, что имели хоть какую-то самостоятельность мысли. И далеко ли от этого ушла наша жизнь на практике, хотя теоретически мы вполне себе свободные люди, и никто нас не преследует, пока мы заняты тем, что по молчаливому уговору власти и населения отведено для мышления и творчества.

Ведь все мы, русские, потомки жертв и палачей. Одни боятся, помня ужасы, передаваемые шепотом детям и внукам без свидетелей, а другие пользуются преимуществами, созданными «нечеловеческим» трудом их дедов и отцов, и не собираются от них отказываться. Потому что к хорошему привыкаешь. Одни боятся создавать перемены. Другие не желают ничего менять. Это наш особый русский путь?

А есть большинство, которые привыкли жить не думая и ничего не предпринимая. Получают зарплату как пособие для выживания. Они воспитывают своих детей такими же бездумными и инертными, как они. Когда-то это помогло им выжить. Жить притаившись. Помалкивая. Терпеть. Это такая наученная беспомощность. Жертвы этой социальной селекции говорят:»Один в поле не воин, никому ничего не нужно, ничего не изменишь. Только высунься, если и не посадят, то жизнь всё равно испакостят». Может, это — наш особый русский путь?

 

Безответственность не может быть «русской» или «западной». Корыстолюбие не может быть более «западным» и менее «русским». Алкоголизм и наркомания в нашей стране не засилье «западных ценностей», а — зависимость, то есть отсутствие свободы выбора своих желаний и действий.

Слоколдун вудужившуюся в кровавой истории нашей страны зашкаливающую сейчас у нас гражданскую безответственность не нужно объявлять нашим особым «русским» путём.

Фразы типа «Я — хозяин своей жизни», которые диковинным образом соединяют с обвинениями «западных ценностей», это просто мобильный телефон в руке ярко разукрашенного амулетами колдуна Вуду.

Я хочу быть свободным человеком, брать ответственность за то, что происходит в моей жизни, в моем городе, в моей стране. Говорить то, что я думаю и считаю нужным сказать. И если я не согласен делить людей по принципу «русские» и «нерусские», я говорю это. Я отказываюсь делить ценности на «западные» и «наши» (то бишь «русские»).

Бог. Труд. Свобода. Человеческое достоинство. Любовь к себе и своим близким, к миру, в котором ты живёшь. Развитие. Творчество. Радость жизни. Взаимопомощь. И уважение. Только этот путь есть у нашей цивилизации, где живу я и вы, мои читатели, все другие пути — в никуда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *